
— Рижская — Метро
В XXI веке Москва столкнулась с актуальными проблемами транспортной доступности, наиболее эффективным решением которых стало развитие системы метро как основного вида транспорта в городе. Новая Большая кольцевая линия – один из ключевых проектов развития метрополитена, открытие станций которого до минимума сократит время пассажиров в пути и позволит лучше планировать свои поездки. Однако немаловажно, чтобы при всей скорости и эффективности строительства новые станции способствовали сохранению за Московским метрополитеном статуса одного из самых красивых в мире.
Роль места для города
XVIII век
1890-1893 г.г.
1901 г.
Третье транспортное кольцо
Проспект Мира
В середине XVIII века Рижская площадь стала пунктом на маршруте путешественников из других городов по пути к центру Москвы
В 1890-1893 годах по проекту архитектора М. Геппенера на площади были возведены две водонапорные башни, которые вскоре стали ориентирами. Наряду с заложенной функцией, башни служили приветственными символами города: первым, что увидят путешественники данного направления по прибытии в Москву.
В 1901 году для соединения Балтийского побережья с Москвой был построен Виндавский (сегодня Рижский) вокзал. Железнодорожный вокзал – это настоящие ворота в город, портал, через который прибывают люди и доставляются грузы.
На карте сегодня
2017
Главные ворота
Арка
Если взглянуть на район станции метро «Рижская» сегодня, то на карте мы обнаружим, что Третье транспортное кольцо как линия делит этот участок на две части. В пределах кольца Проспект Мира - это широкая магистраль, вдоль которой концентрируются жилые кварталы. Напротив, за кольцом, Рижская площадь окружена большой сетью железных дорог и промышленных зданий. Расположенная как раз на границе Рижская площадь становится связующим звеном между этими существенно разными частями одного района.
На протяжении многих столетий Рижская площадь в той или иной степени имела значение как «врата города». Мы решили перенести этот смысл в дизайн новой станции и взглянуть на нее как на «врата города». Это место, где центр города встречается с его окрестностями, где пассажиры одновременно приветствуют Москву и «прощаются» со столицей, точнее, с ее центром.
Символом станции стал образ арки, который мы реализовали в дизайне разных зон интерьеров.
Павильон – Главная арка
9600 кв. м.
Стекло
Прозрачность
Свет
Мы создали над новой входной группой в вестибюль станции навес, чтобы обеспечить защиту от дождя, ветра и снега. Однако мы стремились избежать эффекта, из-за которого здание вестибюля станет еще одним сильным акцентом в своем окружении. Поэтому мы спроектировали павильон таким образом, чтобы он казался буквально «прозрачным». Стеклянная стена позволила нам показать другие здания - и Рижский вокзал, и Рижскую площадь. Мы выделили вход аркой как символом врат и приветствия. Общее впечатление от постройки создается очень легкое – и мы хотели, чтобы наше новое здание плавно сочеталось с окружающей застройкой.
Главный вестибюль
Станция находится под землей и поэтому лишена естественного освещения. Наша задача состояла в том, чтобы создать удобный доступ как к выходу пассажиров со станции, так и ко входу в вестибюль метро. Доступ к эскалатору и зону выхода мы разделили, используя стену, где мы установили арки под углом. Такое решение позволяет разграничить различные проходы.
В орнаменте напольного покрытия мы добавили прямые линии по направлению движения пешеходных потоков к эскалаторам – как дополнительные элементы навигации. Общий выбор цветов и фактур призван расслаблять пассажиров, создавать атмосферу удобного и легкого пространства. В качестве основных цветов были выбраны серый и розовый.
Боковая платформа
Мы использовали пространство боковой платформы станции для создания комфортной зоны ожидания или прибытия пассажиров. Взгляд ожидающих поезда людей останавливается на стене тоннеля с активным рисунком: здесь изобразили виды природы, улиц и людей такими, какими мы видим их из окна быстро движущегося поезда.
Основная центральная платформа
Архитектуру пространства основной платформы формирует плавная последовательность арок, переходящая от одного входа к другому. Используя разные цвета в конце платформы, мы создаем интуитивную навигацию для пассажиров в поисках входа и выхода со станции.
Оформление стен имитирует размытые виды окон вагонов поездов – и вид меняется для движущихся в потоке пассажиров каждые несколько метров. Форма арки вновь продолжает встречаться в дизайне: спокойная симметричная последовательность из световых конструкций и стали повторяется от входа к выходу.
Переходы на станцию «Рижская» Калужско-Рижской линии и выход в город
Мы устроили в переходе мультимедийную стену, имитирующую табло расписания поездов с постоянно меняющимися часами прибытия. Такой дизайн напоминает нам о том, что на поверхности находится Рижский вокзал, и пассажиры таким образом легко находят выход. Эта идея хорошо работает как система навигации. Основные цвета в данной зоне – белый и розовый, создающие впечатление теней, огней и отражений в туманной дымке.
Строительство